Новые технологии значительно упрощают нашу жизнь мы стали мобильнее, можем свободнее распоряжаться с нашими деньгами, ведь «банк» теперь находится буквально у нас в кармане. По данным Аналитического центра НАФИ в 2016 году, 73% россиян имели банковские карты. А без возможности звонить и отправлять сообщения по мобильному сейчас мало кто может себя представить.

Однако, какими бы полезными ни были технологии, не стоит забывать о безопасности. Мошенники умело используют интернет и мобильную связь для того, чтобы нажиться.

В этой статье мы расскажем, как цифровые мошенники обманывают людей, и как не попасться на их удочку.

Звонок от «приятеля»

В новостях регулярно проявляются сообщения об интернет-мошенниках. 18 сентября издание «Петрозаводск говорит» рассказало историю пенсионера, у которого телефонные мошенники украли 70 000 рублей.

Пожилому мужчине позвонил человек, в котором тот признал своего приятеля. «Приятель» рассказал, что возвращался из командировки и по дороге нарушил ПДД — пересек двойную сплошную. Это заметил сотрудник ГАИ, который готов закрыть глаза на рушение — за 30 000 рублей. Собственно, эти деньги и просил звонивший, обещая отдать их, как только доедет до города. Немногим позже этот же человек перезвонил и попросил еще 40 000, уже для своего друга, нарушившего то же правило. Пенсионер перевел всю сумму, однако вскоре выяснилось, что звонил ему никакой не приятель, а обычный мошенник.

Эта история иллюстрирует один из самых простых способов цифрового мошенничества. Вам звонят или пишут с незнакомого номера и представляются вашим знакомым, бывшим одноклассником или даже родственником. Затем рассказывают, что попали в ситуацию, когда им срочно нужны деньги — госпитализация, ДТП, все, что угодно.

В таких случаях, особенно если по голосу определить человека не получается, важно не растеряться и не начать сразу же переводить деньги. Сначала расспросите звонившего о тех вещах, которые вы оба должны знать наверняка: когда и где познакомились, имя общей классной руководительницы, кличку его собаки — и так далее. Такие вопросы ставят мошенника в тупик, он не сможет на них ответить. Обычно, когда мошеннику начинаешь задавать подобные вопросы, он кидает трубку — и больше вам не звонит. 

Звонок от «сотрудника банка» 

Эта мошенническая схема выглядит похожим образом. Вам звонят или пишут СМС с короткого номера и представляются работником службы безопасности банка. Затем сообщают, что банк заметил подозрительную активность на ваших счетах, например, странный платеж. Далее «оператор» предлагает вам этот платеж отменить и просит для этого ваши данные.

По легенде, данные ему нужны для того, чтобы убедиться, что вы владелец карты. Сначала вас просят назвать фамилию, затем номер карты и дату выдачи. Потом вам говорят, что все верно и вам остается назвать лишь CVV-код (тот, что на обратной стороне карты). После этого мошенник бросает трубку и тут же списывает все деньги с вашей карты. 

В легенде мошенника могут быть вариации: например, звонить могут якобы из Центробанка и сообщать о блокировке карты. Тут важно помнить: никому и никогда не сообщайте CVV-код вашей карты (если только это не покупка в сети). Сотрудникам банкам такой код просто не может понадобиться — ни в каких случаях.

Как отличить мошенника по телефону? 

Телефонных мошенников обычно выдают следующие признаки:

«Сотрудник банка» не обращается к вам по имени

В банке, который вас обслуживает, должны знать, как вас зовут. Если вам звонят настоящие сотрудники банка, то они из вежливости будут обращаться к вам либо по имени, либо по имени-отчеству. Если сотрудник не может назвать ваше ФИО — просто кладите трубку.

«Сотрудник банка» хочет узнать ваши личные данные

Запомните: все данные о вас, которые банку необходимы, у него уже есть. Если сотрудник хочет якобы удостовериться, что вы, и настаивает на чем-то, запугивает вас, — кладите трубку.

«Сотрудник банка» обещает произвести операции по телефону

Все операции лучше проводить самим в онлайн-банке либо непосредственно в отделении банка. Некоторые операции, например, разблокировала карты, по телефону вообще провести невозможно. Если некий человек, который представился как сотрудник банка, хочет провести какую-либо операцию по телефону, — это повод сильно насторожиться!

Нестыковки

Обычно мошенники хорошо продумывают разговор, прежде чем позвонить или написать своей жертве. Однако все варианты продумать невозможно. Расспросите сотрудника об отделе, в котором он работает, начальстве, постарайтесь как можно дольше вести диалог. Если какие-то вопросы ставят сотрудника в тупик, если он начинает путаться, — на проводе мошенник.

Собеседник вас торопит

Настоящим сотрудникам банков или магазинов не выгодно вас торопить, — чего не скажешь о мошенниках. Их цель — обмануть вас, пока вы не успели все обдумать или вообще понять, что происходит.  

Обман в сети

Способов обмануть вас в интернете еще больше, чем по телефону. Мы рассмотрим основные из них.

Фишинг 

Этот способ самый популярный и прибыльный. Работает он просто: вы сами вводите реквизиты своей банковской карты или логин с паролем онлайн-банка на мошенническом сайте, после чего деньги с вашей карты сразу же списываются.

Что такое мошеннические сайты, и как их отличить? Это могут быть: 

Копии интернетстраниц вашего банка

Выглядят они так же, как и оригинальные, кроме одной детали — адреса. В адресе может быть небольшая, почти незаметная ошибка или перестановка. Попасть на такие сайты можно, сделав ошибку при наборе адреса или перейдя по неправильной ссылке. Будьте внимательны, работаю в онлайн-банке: всегда проверяйте, на сайте с каким адресом вы сидите, точно ли совпадает этот адрес с официальной страницей банка. 

Поддельные интернетмагазины

Они могут как копировать страницы известных интернет-магазинов, так и быть на них непохожими. Их метод — переманить вас от реальных продавцов, предлагая огромные скидки и специальные предложения. Для покупки вы вводите данные вашей карты — и с нее сразу же списываются все деньги. Всегда проверяйте, насколько надежен интернет-магазин (читайте о нем отзывы на других сайтах, советуйтесь с знакомыми, которые делали там покупки), прежде, чем что-то приобретать.

— «Интернетинвесторы»

Здесь все гораздо проще: мошенники обещают вам любой займ за предоплату. После получения предоплаты они перестают вам отвечать.

Подарки с подвохом 

В интернете постоянно попадаются всевозможные баннеры, обращенные как будто непосредственно к вам и сообщающие, что вы якобы выиграли в лотерею. Чтобы получить деньги, вам предлагают ввести данные карты или логин и пароль вашего онлайн-банка. Как только вы это делаете, все деньги с карты тут же пропадают. Важно помнить: не нужно верить подобным баннерам и вводить данные своей карты на непроверенных страницах.

Еще одна популярная схема мошенников — письма от «олигарха». В них мошенник представляется богатым человеком и просит помочь с выводом денег заграницу. Подобная операция обычно облагается большим налогом, а олигарх якобы хочет избежать этого. За помощь он обещает вам проценты с суммы. Но сначала предлагает вам самому перевести ему деньги на какие-то мелкие нужды или для «проверки» вашей надежности. Никаких процентов в итоге вы, естественно, не получите, а ваши собственные деньги будут украдены. 

«Новые законы» 

Многие мошенники обманывают людей, ссылаясь на несуществующие законы. Вам звонят или присылают СМС о перерасчете ваших налоговых поступлений или будущей пенсии. Сообщают, что якобы государство хочет вернуть вам «переплаченные» деньги. Некоторые мошенники даже предлагают посмотреть некий сайт со списками людей, которым перерасчитали налоги или пенсию. Доступ к этому сайту зачастую оказывается платным, как и все остальные действия для получения средств. В итоге вы отдаете деньги и ничего не получаете взамен.  

Легкий заработок 

В интернете много сайтов, обещающих хорошие деньги за несложную работу «на удаленке». Договор с теми, кто решает подработать, при этом не заключают. Иногда даже просят людей выполнять какие-то задания, однако зарплату за это не присылают. Более того, просят заплатить некую «комиссию» за перевод зарплаты, открытие зарплатного счета и много чего еще.

Как обезопасить себя в интернете? 

Чтобы не стать жертвой интернет-мошенников, следующее:

Будьте осторожны с денежными операциями на сайтах банков и интернетмагазинов

Удостоверьтесь, что сайт, на котором нужно вводить свои данные — не копия. Для этого перепроверьте адрес на ошибки, а также обратите внимание на начало его название: адреса с «http» в начале небезопасны (в отличие от адресов, начинающихся с «https»).

Если в интернет-магазине цены подозрительно низкие, опять же, стоит призадуматься, не мошенническая ли это схема.

Никому не сообщайте СМСпароли, которые вам присылает банк

Ими можно пользоваться только на странице вашего онлайн-банка.

Все пароли и реквизиты карт лучше запомнить, чем записать их легко украсть.

Ни в коем случае не храните пароли в соцсетях или на «облаке» — всегда есть риск взлома страницы.

Никогда не платите деньги за устройство на удаленную работу

Это явный признак мошенничества.

Не пересылайте неизвестным людям деньги в ответ на обещания золотых гор

Тут, мы думаем, все понятно

Запомните: в случае с интернет-мошенничеством всегда проще предотвратить обман, чем разбираться с его последствиями. 

Что делать, если ваши данные узнали?

Если вы поняли, что по неосторожности передали данные карты неизвестным, срочно звоните в банк и просите заблокировать карту. Если сделать это быстро, мошенники не успеют вывести с нее деньги.

Если мошенники звонили по телефону, обязательно передайте их номер вашему сетевому оператору и полиции, — пока они не успели обмануть других людей. 

Илья Скобелкин